ТПП РФ запустила цикл передач об истории выставочного движения в России
Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с видеоканалом «ТПП-Информ» запустила новый проект «Россия выставочная». Это цикл передач о становлении и развитии выставочного движения в России.
Выставочная деятельность в России имеет достаточно древние исторические корни. В 1641 году по указу царя Михаила Федоровича была организована первая Российская ярмарка у стен Макарьевского монастыря, недалеко от Нижнего Новгорода. Среди участников ярмарочной торговли были богатые российские купцы, торговцы из Индии, Бухары, Китая, Ташкента, которые предлагали для продажи меха, шёлка, жемчуг, золото, серебро, лён и другие редкие товары.
Но только с XIX века в России распространяется идея, что «ярмарочный сбор товаров должен преследовать, кроме торговых целей, и другие». В уставы российских ярмарок записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства». Поэтому уже тогда крупные ярмарки в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук.
В 1828 году последовало Высочайшее соизволение Императора Николая I на открытие первой Публичной Выставки в Санкт-Петербурге в 1829 г. на Правилах, Высочайше апробированных. Главное попечение возложено по Правилам на Мануфактурный Совет, избравший 5 членов, составляющих особый Комитет. 9 мая 1829 года в Санкт-Петербурге открылась первая публичная выставка Российских мануфактурных изделий. Выставка продолжалась три недели и имела очень большой успех у публики.
Необходимо отметить, что на международной арене Россия являлась постоянным участником Всемирных выставок, начиная с первой 1851 года, которая проходила в Лондоне.
После 1861 года инициаторами выставок стали не только министерства, но и различные общественные организации. В целях информирования Министерство финансов России издавало подробные историко-статистические обзоры отечественной промышленности по результатам работы выставки, каталоги, списки экспонентов, получивших награды, протоколы и материалы экспертных комиссий. Циркулярами по всем губерниям России распространялись положения и правила участия в предполагаемой выставке. Регулирование периодичности позволило избегать пересечения выставочных мероприятий по темам, датам проведения, территориям.
До революции решение всех вопросов по выставочной деятельности возлагалось на Министерство финансов, которое учреждало комитеты по устройству выставок под председательством генерал-губернатора города, в котором предполагалось провести выставку. Предусматривался институт «выставочных маклеров», назначаемых правительством, на которых возлагался прием экспонатов на выставку, размещение на ней и обратная доставка экспоненту после окончания выставки.
Важнейшей вехой выставочной истории стали выставки советской эпохи. Их основная задача состояла в просвещении населения и распространении опыта. В советский этап организацией выставок за рубежом занималась Всесоюзная торговая палата (после 1972 г. – ТПП СССР). В 1959 году был создан «Экспоцентр», который в последующем стал организатором крупнейших международных выставок. В том же году состоялась выставка промышленных достижений США в Москве в Сокольниках. Это был первый масштабный проект, положивший начало целой череде национальных выставок. Одновременно в США проводилась аналогичная выставка достижений народного хозяйства СССР.
Выставки часто называют зеркалом экономики. И сейчас выставочная отрасль вместе со всей экономикой переживает непростые времена. Перевод части мероприятий в онлайн-формат несколько сглаживает трудности периода пандемии, но вряд ли может служить заменой полноценным выставкам и ярмаркам. Однако у нас есть все основания для того, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. И одним из них можно считать давние традиции выставочной деятельности в нашей стране.